МОУ "Васильевская ОШ"
поселок Васильевский Веневского района Тульской области
  • Аттестация педагогических работников

    Аттестация проводится в целях установления соответствия уровня квалификации педагогических работников требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям (первой или высшей).

    Аттестации с целью установления квалификационной категории проводятся в одной из двух форм:

    Аттестации с целью установления квалификационной категории проводится в одной из двух форм:

    • С целью подтверждения соответствию занимаемой должности
    • Для установления уровня соответствия педагогического работника требованиям, предъявляемым к категориям (первая и высшая)

    Аттестация руководителей образовательных организаций

    Аттестация — это обязательная процедура. Обязанность директоров школ проходить аттестацию установлена частью 4 статьи 51 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Её проводят, чтобы определить, насколько руководитель соответствует занимаемой должности.

    Порядок и сроки проведения аттестации установлены приказом Министерства просвещения РФ от 14 декабря 2018 года № 308. В соответствии с этим нормативом руководители получают аттестат не реже, чем один раз за весь период трудоустройства на должности директора школы.

    Руководители образовательных учреждений аттестуются несколько раз:

    Когда становятся кандидатами на должность директора ОУ. Тем самым они доказывают трудоустраивающему их органу, что они достойны занимать эту должность, обладают необходимыми навыками, отвечают предъявляемым требованиям.
    В течение первого года работы в качестве директора. Пройдя успешно испытание, руководитель оправдывает занимаемую должность.
    Спустя 5 лет или 3 года работы на должности руководителя школы. Это квалификационная аттестация.
    Рассмотрим подробнее процесс аттестации.

    Порядок проведения аттестации директора школы
    Оценивает квалификацию директора специальная комиссия. Её формирует в каждом регионе Департамент образования. В комиссию включают представителей общественных организаций, учёных, работников профсоюзов, директоров других школ, специалистов департамента образования, всего в составе — не менее 15 человек. Во время аттестации претендентов комиссия оценивает результаты непредвзято, по единым установленным требованиям.

    Заседание аттестационной комиссии транслируют онлайн на сайте местного Департамента образования региона. Запись заседания хранится на этом же сайте. Решение по результатам заседания комиссии принимают общим голосованием. Такой подход делает оценку кандидатов объективной.

    Процедура оценки квалификации директора школы состоит из двух частей:

    Тестирование, на котором претенденту нужно ответить на перечень профессиональных вопросов;
    Публичное выступление перед комиссией. Это собеседование, в ходе которого кандидат может раскрыть более детально свои навыки.
    К тому же, аттестация бывает плановая — каждые 5 лет нахождения на должности и внеплановая, если на директора УО поступила жалоба.

    Рассмотрим процедуру поэтапно:

    1. Департамент образования определяет, кто из действующих или будущих руководителей УО будет проходить аттестацию в текущем году.

    2. Издают приказ об их аттестации. Соискатели на должность проходят испытание в течение 10 дней после того, как подписали трудовой договор.

    Действующих руководителей уведомляют об аттестации не позднее, чем за месяц до начала оценочной процедуры.

    В случае внеочередной проверки квалификационных навыков руководителю направляют уведомление, после получения которого он обязан в течение 5 дней выбрать дату тестирования. Максимальный срок — месяц с момента получения уведомления.

    3. Формируют перечень вопросов для тестирования.

    4. Составляют график аттестаций.

    5. Будущий аттестуемый собирает пакет документов, без которого комиссия не допустит до испытаний. В том числе, отзыв об исполнении обязанностей.

    6. Департамент образования формирует аттестационную комиссию. Каждый год комиссию формируют заново, её состав не может быть одинаковым.

    7. Члены комиссии составляют список руководителей, подлежащих проверке.

    8. За две недели до тестирования аттестуемые направляют в комиссию документы. Один из обязательных материалов — должностная характеристика. В ней перечисляют все заслуги директора школы, его личные и профессиональные качества. Составляет документ уполномоченный эксперт управления образования города или другого профильного ведомства.

    9. В назначенный день и время кандидат проходит тестирование, которое состоит из нескольких модулей, чаще всего 5. В общей сложности в них не более 50 вопросов.

    Каждый модуль посвящён отдельной задаче:

    управление кадрами,
    управление ресурсами,
    управление процессами,
    управление результатами,
    управление информацией.
    Правильно необходимо ответить на 70% из общего числа вопросов или на 50% из одного модуля. Тогда испытание считают пройденным. Если результаты не соответствуют заявленным требованиям, руководителя не допускают на собеседование и выносят решение, что он не соответствует занимаемой должности. На выполнение теста даётся 60 минут.

    10. Комиссия изучает предоставленный пакет документов и оценивает результаты тестирования.

    11. Претендента приглашают на вторую часть аттестации — собеседование, оно длится в среднем 20 минут.

    12. В ходе собеседования комиссия делает отметки в аттестационный лист. Его заверяют подписями секретарь, председатель и члены комиссии.

    13. Председатель комиссии выносит решение по итогам всей процедуры: соответствует или не соответствует директор занимаемой должности.

    14. В течение трёх дней после вынесенного решения аттестуемый под роспись знакомится с результатами.

    15. Аттестационный лист подшивают в личное дело руководителя УО.

    Рассмотрим подробнее процедуру собеседования, поскольку именно она вызывает наибольшие трудности и непонимание у будущих или действующих директоров школ.

    Директор современной общеобразовательной школы — это менеджер с высокими требованиями к профессиональным навыкам. На его плечах лежит широкий спектр ответственности: за организацию учебного процесса, за взаимодействие педагогов с родителями, учениками, друг с другом, за качество оказываемых школой образовательных услуг.

    В ходе собеседования директор школы обязан лично присутствовать на заседании комиссии. Иначе его кандидатуру снимают с рассмотрения.

    В процессе заседания комиссия:

    рассматривает аттестационную справку;
    проводит собеседование с директором или соискателем;
    заслушивает председателя;
    выносит одно из решений:
    «Соответствует занимаемой должности сроком на 5 лет»
    «Соответствует занимаемой должности сроком на 3 года»
    «Соответствует занимаемой должности сроком на 3 года с учётом рекомендаций»
    «Не соответствует занимаемой должности».
    Если по результатам аттестации комиссия дала руководителю рекомендации, то следующая аттестация ждёт его через 3 года.

    Формат собеседования представляет собой «вопрос-ответ», ответы необходимо дать на заранее не подготовленные вопросы. Также это может быть развёрнутый ответ в режиме публичного выступления. Здесь комиссия оценивает ораторские качества кандидата: выразительность речи, способность завладеть вниманием аудитории, убеждать, отстаивать свою позицию, умение чётко и ёмко излагать мысль, вести дискуссию. Именно от этих качеств зависит, насколько директор умеет управлять коллективом, может овладеть доверием подчинённых, выступать перед публикой на школьных мероприятиях, родительских собраниях.

    Когда руководителю могут отказать в аттестации?
    Отказать в аттестации руководителю могут в нескольких случаях:

    Если в течение последних двух лет с ним расторгли трудовой договор по статьям 278 или 81 Трудового кодекса РФ;
    Если соискатель не соответствует должности, согласно установленным профстандартом требованиям к специальной подготовке и стажу работы;
    Если претендент на должность лишён права заниматься педагогической деятельностью по состоянию здоровья, либо по решению суда.
    У кого есть освобождение от аттестации
    В соответствии с п. 6 Порядка проведения аттестации от 14.12.2018 № 308, освобождены от квалификационных испытаний:

    Руководители, имеющие опыт работы в этой должности менее 1 года;
    Назначенные временно исполняющими обязанность директора школы;
    Беременные женщины;
    Руководители, находящиеся в отпуске по беременности и родам.
    Руководители, находящиеся в отпуске по уходу за ребёнком до трёх лет.
    Последние две категории лиц аттестуют только через год после выхода на работу.

    Цели аттестации
    Аттестация — это стимулирующий и оценочный инструмент для руководителей школ и назначающих их лиц.

    Процедура преследует несколько целей:

    Помогает проверить ответственному ведомству, насколько претендент на должность руководителя ОУ соответствует должности;
    Позволяет определить, на своём ли месте находится действующий директор образовательного учреждения, не растерял ли навыки;
    Решает спорные ситуации, когда идёт речь о снятии с должности директора из-за поступивших жалоб или конфликтов с коллегами. Это объективный способ проверить, соответствует ли лицо необходимым требованиям;
    Это способ повысить кадровую политику в учреждении;
    Стимулирует директоров развиваться, совершенствовать навыки и профессиональные качества, актуализировать знания законодательства и управления сотрудниками.
    Аттестация – это возможность профессионального роста для заместителей директора, если они стремятся занять руководящую должность.

    Однако нужно отметить, что заместитель не сможет стать руководителем только по результатам тестирования и собеседования. Для этого нужны переподготовка, стажировка, психологическая готовность, знание менеджмента сферы образования.

    Документы для аттестации директора
    Список документов, которые необходимы для прохождения аттестации, в регионе формирует профильное ведомство или департамент образования по своему усмотрению. Обязательный минимум, согласно Порядку проведения аттестации № 308, включает в себя:

    Заявление от кандидата с просьбой аттестовать его и рассмотреть комплект представленных документов;
    Согласие директора на обработку его персональных данных;
    Характеристика на кандидата от уполномоченного органа. Отзыв чаще всего составляет заместитель руководителя управления образования или начальник отдела кадров;
    Заполненная утверждённая форма со сведениями о кандидате. Утверждена в Приложении к Постановлению № 308 об утверждении порядка аттестации.
    Предложения кандидата по реализации программы развития образовательного учреждения и основные положения программы кандидата;
    Справка из МВД об отсутствии судимости;
    Заверенная копия диплома об образовании, наличии учёной степени;
    Согласие комиссии по соблюдению требований к урегулированию конфликтов, если они возникнут;
    Декларация о доходах, имуществе самого кандидата и его супруги/супруга, а также имущества несовершеннолетних детей.
    Заверенная копия свидетельства ИНН;
    Копия трудовой книжки;
    Информация о предыдущей аттестации;
    Документ о повышении квалификации, если директор по совместительству преподаёт в школе предмет;
    Любые другие дополнительные документы по усмотрению комиссии.
    Все документы оформляют и предоставляют на русском языке. Если не хватает хотя бы одного документа, либо он не был предоставлен в установленный срок, к аттестации не допускают.

    Как подготовиться к аттестации
    Чтобы успешно пройти испытание, руководитель должен к нему подготовиться. Это касается даже опытных менеджеров с регалиями.

    Подготовку лучше разбить на несколько этапов:

    Собрать своевременно и в полном объёме пакет документов;
    Подготовиться к тестированию;
    Подготовиться к собеседованию.
    Чтобы подготовиться к тестированию, нужно изучить особенности развития образования в России, нормативную базу, теорию менеджмента, профстандарты профессии педагога и т.д.

    Эффективно подготовиться к теоретической части помогут онлайн-курсы Школы Менеджера Образования. Обучение проходит дистанционно. Это значит, что вам не нужно никуда ехать. В любое время можно прерваться, а затем снова вернуться к обучению.

    Для руководителей в Школе есть несколько курсов:

    Как организовать цифровую образовательную среду в школе;
    Управление финансами, госзакупками, персоналом и другими ресурсами;
    Программа профессиональной переподготовки для директора школы. Обучение управлению образовательным процессом и персоналом;
    Управление образовательной организацией;
    Менеджмент, экономика и управление качеством в ОО;
    Организация административно-хозяйственной деятельности в ОО и другие курсы.
    Обучение длится от 1 до 3 месяцев. По окончании вы получите удостоверение установленного образца или диплом.

    Краевое государственное казенное специализированное учреждение "Центр оценки качества образования"

    Сухарева Валентина Ивановна.
    Сухарева Валентина Ивановна
    директор
    Телефон:
    +74874571445

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie